Как найти плюс в проводке автомобиля
Сам себе электрик: приспособления для подключения к электропроводке машины и её ремонта
Обилие разных гаджетов все чаще заставляет для их подключения внедряться в электрическую схему автомобиля. Кто-то, не разбираясь в электричестве, доверяет это профессионалам, а кто-то вполне способен сам запитать видеорегистратор или камеру заднего вида. Думаем, этот материал будет интересен как профессионалам, так и самоделкиным, ведь в нем мы расскажем об устройствах и приспособлениях, которые помогут легко и главное безопасно внедриться в электросхему автомобиля или восстановить ее.
ОТСЕКАТЕЛЬ МАССЫ
Электричество, как известно, своих не трогает, но перед тем как приступить к работе с проводкой, его все же следует отключить. Как правило, это можно сделать, скинув с аккумулятора минусовую клемму, то есть «отключив массу». В большинстве случаев для этого потребуется взяться за гаечный ключ и, ослабив крепление клеммы к минусовому выводу аккумулятора, снять ее. А между тем существует немало способов сделать это быстро и без применения инструмента, например, заменив штатные плюсовую и минусовую клеммы быстросъемными. Вариантов их исполнения сейчас предлагается большое количество, но при покупке такого узла нужно быть очень внимательным.
Большинство из них выполнены из тонкого листа стали, что не обеспечивает надежность конструкции и электрического контакта. Другой вариант – поставить отсекатель массы, который позволит одним движением полностью обесточить автомобиль. Внешне он очень напоминает рубильник и по сути таковым и является, только в уменьшенных до применимых к автомобилю размерах.
Медная контактная группа обеспечивает надежный контакт, а долговечность – конструкция, в которой, по сути, нечему ломаться.
КЛЕММЫ АККУМУЛЯТОРА
Раз уж зашла речь о клеммах, стоит отметить появившиеся на рынке клеммы аккумулятора с возможностью подключения к ним дополнительных проводов. Такое часто случается, когда нужно запитать что-либо непосредственно от батареи, а не от бортовой сети автомобиля.
Эти клеммы позволяют подсоединить к ним и штатный плюсовой контакт, и еще несколько, зажав каждый в отверстии соответствующим сечению провода мощным винтом. Такое крепление обеспечивает надежный механический и электрический контакт провода с клеммой. Помимо этого, есть модели с инсталлированным в клемму вольтметром.
В этом случае на цифровом дисплее отображается, сколько вольт на аккумуляторе в данный момент и сколько вольт выдает генератор при работающем двигателе. Нужно признать такое решение насколько оригинальным, настолько и полезным.
Крепление провода в клемме путем обжима винтом есть и для минусовых клемм, и для отдельных проводов. Часто случается так, что контакт от силового минусового провода, крепящегося на массу, либо отгнивает, либо обламывается.
Прийти на помощь в этой ситуации может отдельная клемма, в которую так же вставляется обломленный провод, после чего обжимается винтом и уже затем крепится к кузову автомобиля в штатном месте.
ПОДКЛЮЧЕНИЕ К БЛОКУ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ
Нередко инсталляторам приходится подключать что-либо в блоке предохранителей. Кто-то режет нужные провода, чтобы спаять их с подключаемыми, кто-то подматывает провод непосредственно к ножке предохранителя. Упростить эту процедуру может специальный переходник с клеммами на концах.
Одна часть, схожая с формой предохранителя, вставляется на место нужного предохранителя, ко второй подключается провод от устройства. Такое подключение очень удобно, к тому же при этом штатная цепь автомобиля и подключенное устройство защищены предохранителем, который устанавливается в этот переходник. Главное – правильно вставить переходник в блок предохранителей. «Плюс» на конце отвода должен появиться только после установки в переходник предохранителя.
ОБЖИМЫ ДЛЯ ВРЕЗКИ
Случается так, что при монтаже того или иного устройства нужно подключиться к штатной проводке автомобиля непосредственно в косе. Облегчить эту процедуру поможет специальный обжим.
Ножи-контакты при обжиме такой «врезки» надрезают изоляцию и металлической частью замыкают контакт на проводе, при этом провод за счет пластикового корпуса остается надежно изолирован. После такой несложной процедуры инсталлятору остается лишь подключить в образовавшийся разъем соответствующий провод.
ТЕРМОУСАДОЧНАЯ ПАЙКА
Разорванный, перебитый или перетертый провод тоже довольно частая неисправность, встречающаяся в автомобилях, особенно если ему уже немало лет. Как правило, восстанавливают такую напасть, скрутив провода с последующей изоляцией восстановленного контакта либо изолентой, либо термоусадочной трубкой. Но скрутка со временем начинает окисляться, особенно если изоляция была некачественной и в место ремонта попадала влага, и тогда контакт вновь начинает барахлить. Исключить это позволяет новинка рынка – термоусадочная пайка.
Принцип действия ее очень схож с принципом действия термоусадочной трубки-изолятора. Ее точно так же нужно нагреть феном либо зажигалкой, чтобы она плотно охватила провод, только здесь еще присутствует припой, а на концах трубки – герметизирующие вставки. Принцип действия прост. На один из проводов натягивается трубка, после чего зачищенные концы проводов распушаются и вставляются друг в друга. После чего трубка натягивается на оба повода таким образом, чтобы припой оказался аккурат посередине оголенных проводов. Далее соединение обжигается зажигалкой или термофеном, трубка усаживается, припой плавится, скрепляя провода, а концы надежно герметизируются от попадания влаги. Все, надежный контакт обеспечен.
ЭКСТРАКТОРЫ
Обломившийся или отгнивший провод у самого конца штекера тоже проблема, довольно часто встречающаяся.
Для того чтобы заменить в штекере пин, порой приходится попотеть, выковыривая его при помощи шила или других подручных средств. Облегчить эту ювелирную операцию можно при помощи набора специальных экстракторов для пинов. Набор включает в себя несколько экстракторов для работы с наиболее типовыми видами штекеров.
Восстановить штекер при помощи этих нехитрых, но таких нужных приспособлений труда не составит даже начинающему автоэлектрику.
КЛИПСЫ ДЛЯ ПРОВОДКИ
После инсталляции того или иного устройства до него требуется проложить проводку. Часто она идет в скрытых от глаз местах, что существенно облегчает ее монтаж – провод достаточно закрепить изолентой либо притянуть к соседней косе стяжками. Но как быть, когда провод выходит на поверхность и, что называется, мозолит глаза?
Красиво проложить провод и исключить его провисание позволят специальные клипсы. В месте прокладки провода или проводов они приклеиваются на идущий в комплекте двухсторонний скотч с определенным шагом к элементам интерьера, после чего в них и закрепляется провод. После такой инсталляции салон выглядит куда опрятнее.
Подключение магнитолы
Если Вы приобрели автомобиль без автомагнитолы, а послушать любимую музыку в дороге очень хочется, но при этом не охота ехать в сервис. Небольшая статья как самому подключить автомагнитолу у себя в машине
Случается так, что либо в целях экономии, либо по другим причинам, мы приобретаем автомобиль в котором нет автомагнитолы. Но как мы знаем с музыкой веселее, слушая любимый диск или радиоволну гораздо приятнее доехать до дома, работы или по делам. Итак, мы имеем автомобиль без автомагнитолы, большое желание наслаждаться в машине музыкой, две руки и минимальный набор инструментов.
Первое — производители свои автомобили даже самой простой комплектации могут укомплектовать посадочным местом для стандартной 1-DIN-овой автомагнитолы, в некоторых авто даже есть комплект аудиоподготовки включающий в себя 2 или 4 динамика, универсальный разъем для подключения автомагнитолы и антенну. Необходимо определиться, есть аудиоподготовка или нет, это важно, т.к. кроме самой автомагнитолы нам могут понадобиться, пара динамиков и антенна для радиоприемника.
Второе — исходя из комплектации авто и наличия в нем всего необходимого для установки автомагнитолы, нам остается ее приобрести в понравившемся магазине. Если в машине нет аудиоподготовки, то желательно выбирать магнитолу сразу с динамиками, либо по отдельности. При выборе автомагнитолы рекомендуем выбирать из Pioneer, Alpine, Kenwood, JVC, Blaupunkt, Nakamichi — эти аппараты не дешевы, но по качеству звука и надежности будут на высоком уровне. Если же бюджет ограничен — можно выбрать из Sony, Mystery, Prology — эти магнитолы не выделяются качественным звуком, но порой, за счет своей цены могут обладать всеми необходимыми функциями, USB разъемом для флэшки, несколькими линейными выходами для подключения усилителя, пультом д/у и т.п. Из акустики опять же Pioneer, Hertz, JBL, Kicx, либо что-то подешевле.
Итак. У нас в руках сама автомагнитола — в комплекте обязательно должен быть разъем с проводами для подключения акустики, питания и т.д. и металлические салазки для установки автомагнитолы в панель. Самое сложное будет магнитолу подключить, если в штатной проводке есть соответствующий разъем — то половина проблемы решена и вся задача будет заключаться в состыковке контактов на разъеме автомобиля и на разъеме автомагнитолы.
Если магнитола покупается у официального диллера, то можно попробовать приобрести специальный переходник из разъема автомагнитолы к аудио-разъему автомобиля, в этом случае процесс упрощается в разы, все что будет требоваться это подключить разъем, установить крепление автомагнитолы и установить саму магнитолу в панель. Если же такого переходника нет, то процесс немного усложняется и провода придется подключать самостоятельно.
Распиновка разъема подключенения автомагнитолы может быть указана в документации с автомобилем, в руководстве по технической эксплуатации, в брошюре по подключению автомагнитолы, можно поискать в интернете, иногда назначение каждого проводка в разъеме указано на специальной бирке прикрепленной к самому проводу. Если не удалось найти назначение проводов ни в документации, ни в интернете, то придется воспользоваться вольтметром или лучше мультиметром. Самые толстые провода в разъеме — это для питания, если нет цветового различия — измеряем вольтметром напряжение на контактах разъема вольтметром — находим плюс и минус, затем поворачиваем ключ зажигания в положение «ACC» — опять же с помощью вольтметра находим +12в с замка зажигания. Динамики, если предусмотрены штатно — то обнаружить их в проводке можно с помощью омметра. Динамик — это прежде всего катушка которая имеет свое сопротивление 4, 6 или 8 Ом, ставим мультиметр в режим измерения сопротивления и в оставшихся проводах замеряем сопротивление. Провода на динамике обычно расположены попарно, либо два соседних в ряду, либо друг над другом. Исходя из количества динамиков в комплектации автомобиля, они могут быть расположены либо в торпеде по бокам, либо в передних дверях, либо в задней полке. Итак замерив сопротивление между проводами и разделив их на те, между которыми есть сопротивление 4 или 6 Ом (зависит от динамиков), осталось определить который динамик где расположен. Сделать это можно с помощью обычной 1.5в батарейки, ее низкое напряжение не испортит динамика, но при при подключении к нему мы услышим щелчок, таким образом сможем узнать «на слух» его местрорасположение. Антенный провод обычно идет отдельно — толстый черный провод с штекером.
Останется только подключить соответствующие провода между магнитолой и авто, предварительно установив металлическую салазку в отверстие для автомагнитолы и закрепив ее.
Вариант — когда в автомобиле нет аудиоподготовки и проводки для автомагнитолы. В данном случае придется снимать обшивку под торпедой и искать необходимые провода для питания вручную, а динамики и проводку проводить самому, затем установить антенну и так-же ее подключить.
Питание для автомагнитолы можно взять с проводки прикуривателя, напряжение на нем есть постоянно, независимо от того, включено зажигание или нет, найти плюс и минус можно опять же с помощью вольтметра. Если нет возможности взять +12в с замка зажигания — можно подключить автомагнитолу так, чтобы она работала без ключа в замке зажигания, для этого на самой автомагнитоле соединяем между собой красный и желтый провод и подключаем их к постоянному плюсу.
Динамики и проводка устанавливаются в зависимости от конструкции автомобиля, возможно придется воспользоваться более суровым инструментом, описывать процесс нет смысла, т.к. сколько автомобилей — столько и способов. Единственное — динамики устанавливаются в полости дверей или торпеды, возможно места для них уже есть, проводка проводится до автомагнитолы, причем желательно ее сразу пометить бирками.
Саму автомагнитолу можно подключить по цветам проводов, благо практически все производители придерживаются одного стандарта.
Красный провод — +12в от замка зажигания (при включении зажигания)
Желтый провод — +12в от + АКБ
Черный провод — Масса (- АКБ)
Синий провод — питание антенны, (на нем появляется +12в при включении автомагнитолы)
Белый и бело-черный — левый передний динамик
Серый и серо-черный — правый передний динамик
Зеленый и зелено-черный — левый задний динамик
Фиолетовый и фиолетово-черный — правый задний динамик
Цвета могут отличаться, но в большинстве случаев на корпусе автомагнитолы есть наклейка, на которой указано — какой провод, какого цвета и куда подключается.
Антенна — если нет штатной, естественно придется устанавливать самому. В продаже очень много антенн различных по типу крепления, вариантам установки, месту установки (внутри машины и снаружи), наличию усилителя. Если антенна без усилителя — то тут все просто, крепим ее в понравившееся место в соответствии с конструкцией самой антенны, тянем проводку по салону до автомагнитолы, если с усилителем, то все тоже самое, но в проводке антенны будет 2 дополнительных провода, один из них для питания — подключается к синему проводу на автомагнитоле, второй — масса, подключается к черному проводу на автомагнитоле.
Как определить полярность аккумулятора?
Автомобильный аккумулятор, как и любой элемент питания, например, «пальчиковая» батарейка, имеет определенную полярность («+» плюс и «-» минус). Важно при подборе новой аккумуляторной батареи для своего автомобиля правильно определить расположение плюсовой клеммы. Ведь если вы перепутаете полярность стартерного аккумулятора, вам скорее всего не удастся его установить, и впоследствии, возникнут проблемы с заменой уже нового аккумулятора.
Немного поразмыслив, вы скажете – «Ничего страшного, я разверну аккумулятор вокруг его оси, и полярность сразу поменяется». Это так, НО…
В настоящее время все стремятся сэкономить, производители автомобилей не исключение… Каждый сантиметр современной иномарки стоит не мало денег, в том числе и токопроводящие элементы (провода).
Конструкторы все просчитали, все в «притирочку», проводки ровно столько, сколько необходимо для предусмотренного аккумулятора. И если вы купили аккумулятор неправильной полярности и предполагаете развернуть его в месте установки, то учитывайте особенности конструкции стартерной аккумуляторной батареи, в частности то, что клеммы расположены по краю крышки корпуса АКБ, и если вы развернете аккумулятор, те самые клеммы окажутся с противоположной стороны.
И вот вы развернули аккумулятор, клеммы соответственно сместились в противоположную сторону, а конструкторы вашего авто на это не рассчитывали, и длинны силовых проводов автомобиля попросту не хватит для подключения аккумулятора.
Раньше конструкторы автомобилей не были такими экономными, и зачастую авто старого образца имеет небольшой запас длины токопроводящих элементов (проводки), поэтому владельцам этих авто подойдут аккумуляторы с любой полярностью.
И все же, у вас современный автомобиль, и вам нужно правильно подобрать аккумулятор с определенной полярностью.
Начнем с простого.
Для того, что бы определить полярность аккумулятора, предусмотренного производителем на ваш автомобиль, достаточно просто правильно посмотреть на него. Итак, вы смотрите на аккумулятор, из-за конструкционных особенностей подкапотного пространства, он на разных машинах может размещаться по-разному.
Смотреть на аккумулятор предпочтительней с верхнего ракурса. На стандартных АКБ плюсовая и минусовая клеммы расположены по длинной стороне корпуса батареи в правом и левом углах.
Осталось дело за малым, расположите аккумуляторную батарею таким образом, чтобы углы, в которых находятся клеммы, были ближе к вашему лицу.
Отличие прямой и обратной полярности автомобильного аккумулятора:
Если смотреть сверху:
«обратная (0) R+» полярность | «прямая (1) L+» полярность |
![]() | ![]() |
Вы сразу задумались, как это проблематично отключить от аккумулятора провода, и после этого вертеть тяжелый «свинцовый ящик»… Этого, конечно же, делать не нужно, достаточно просто подойти (расположить себя) с правильной стороны относительно источника питания вашего автомобиля.
И вот мы «ПРАВИЛЬНО» смотрим на аккумулятор, и внимательно изучаем:
1. Если вы не отключали АКБ, и он все еще находится на своем месте, то, как правило, на современных авто, токопроводящие элементы (попросту провода с «наклемниками») имеют разные цвета. Клемма, к которой подключен провод красного цвета, и есть плюсовая.
2. Присмотритесь к тем самым углам крышки аккумулятора, в которых находятся клеммы, в 99% случаях в одном из этих углов вы увидите маркировку «+». Вы нашли плюсовую клемму.
3. Бывают и тяжелые случаи: Вы все тщательно осмотрели и все же не нашли никаких знаков указывающих на полярность аккумулятора. Не отчаивайтесь. Как правило, плюсовая клемма отличается от минусовой по размеру. Можно заметить и невооруженным глазом, что одна из клемм «толще», вот она и есть плюсовая.
Вот и все – вы определили, что плюсовая клемма находится с правой стороны – значит у вас аккумулятор с «обратной (0) R+» полярностью, если же «+» слева – значит АКБ с «прямой (1) L+» полярностью.
Почему минус на массе: один секрет электрика
В 1950-годы в мировом автопроме начался массовый переход на однопроводную схему электрооборудования автомобилей с минусом на массе – т. е. на металлических частях кузова. До того автопроизводители использовали массу как с плюсом, так и с минусом. Какая же собственно разница, какую клемму аккумулятора и генератора соединять с массой?
Основная причина – в явлении электрохимической коррозии, которая провоцирует более активное ржавление кузова. Не вдаваясь в подробности электротехники и химии, скажем, что направление движения электронов в проводниках (коим в однопроводной системе является кузов) влияет на интенсивность коррозии металла-проводника. А именно полярностью подсоединения источника тока и определяется вышеуказанное направление движения электронов. (Принято считать, что электроны в цепи движутся от плюса к минусу).
Между тем, к 1950-м годам учеными было замечено, что кузова, к которым подведен плюс, при прочих равных условиях ржавеют интенсивнее, чем кузова с минусом. Теоретические расчеты подтвердили проявившуюся на практике особенность. Но не только это послужило причиной всеобщего перехода на систему с минусом на массе. К середине прошлого века автомобили массово стали получать различное дополнительное электро- и радиооборудование. Приемники, различные аудиопроигрыватели, кондиционеры, сервоприводы и прочее оборудование производились сторонними поставщиками, которым для удешевления продукции требовалась единая схема подключения – с определенным полюсом на массе. Кроме того, все больше грузовых автомобилей становились носителями профессионального оборудования – радио- и телевизионных станций, радиолокационных станций, холодильников, буровых, армейского оборудования и т.п. Им также требовалась стандартизированная схема питания. И поскольку химики уже сказали свое слово касательно отрицательного и положительного полюса на кузове, схема с минусом на массе была принята всеми производителями.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как найти фазу и ноль? Несколько способов определения фазного и нулевого провода
В данной статье рассмотрим вопрос о том, как найти фазу и ноль при помощи пробника и мультиметра.
При необходимости обслуживания квартирной электрики, в частности замены розеток, выключателей освещения или проведении мелких ремонтных работ, возникает необходимость определения фазы и ноля. Если у человека есть некоторые познания в области основ электротехники, то ему не составит труда найти фазу и ноль. А что делать, если вы не имеете данных навыков? Поиск фазы и ноля не такой сложный процесс, как это может показаться. Рассмотрим несколько способов определения фазы и ноля.
Во-первых, определимся, что такое фаза и ноль. Вся наша энергосистема является трехфазной, в том числе и низковольтные линии, которые питают жилые дома и квартиры. Как правило, напряжение между двумя любыми фазами составляет 380 вольт – это линейное напряжение. Всем известно, что напряжение бытовой сети – 220 вольт. Как получить это напряжение?
Для этого в электроустановках рабочим напряжением 380 вольт предусмотрен нулевой провод. Если взять одну из фаз и нулевой провод, то между ними будет разность потенциалов в 220 вольт, то есть это фазное напряжение.
Для человека, не имеющего познаний в области электротехники, вышесказанное не очень понятно. Для нас важно знать, что в каждую квартиру или дом приходит одна фаза и один ноль. Подробно, что такое фаза и ноль рассмотрено здесь.
Рассмотрим первый способ определения фазы при помощи пробника (индикаторной отвертки). Более подробно про устройство и принцип действия таких отверток вы можете прочитать здесь — Индикаторы и указатели напряжения в электроустановках до 1000 В.
Итак, у вас есть два провода и вам необходимо определить, какой из них фаза, а какой ноль. Во-первых, необходимо их обесточить путем отключения автоматического выключателя, который питает данную линию электрической проводки.
Затем необходимо зачистить оба провода, то есть снять с него 1-2 см изоляции. Зачищенные проводники необходимо немного развести, для того, чтобы при подаче напряжения не произошло короткого замыкания в результате их соприкосновения.
Следующий шаг – определение фазного провода. Включаем автомат, посредством которого подается напряжение на проводники. Берем индикаторную отвертку за рукоятку и одним пальцем прикасаемся до металлической части у основания рукоятки.
Помните, что категорически запрещено брать пробник ниже рукоятки, то есть за рабочую часть. Подносим пробник к одному из проводов и прикасаемся к нему рабочей частью. При этом палец остается на металлической части рукоятки.
Если лампочка индикаторной отвертки загорелась, то значит этот провод фазный, то есть фаза. Другой провод соответственно – ноль.
Если при прикосновении к проводу не загорается лампа пробника, то это нулевой провод. Соответственно другой провод – это фаза, проверить это можно прикосновением индикаторной отвертки.
А что делать, если проводка в квартире выполнена тремя проводами? В этом случае у вас есть не только фаза и ноль, но и заземляющий провод. При помощи пробника можно без труда определить, где из трех проводов находится фаза.
Но как определить где ноль, а где защитный проводник, то есть заземляющий? В данном случае одной индикаторной отверткой не обойтись. Рассмотрим способ определения ноля в трехпроводной бытовой сети.
Определить где ноль, а где защитный (заземляющий проводник), можно при помощи мультиметра. Итак, мы уже определили фазный провод при помощи пробника. Берем мультиметр и включаем его на диапазон измерения переменного напряжения величиной 220 вольт и выше.
Берем два щупа измерительного прибора и прикасаемся одним из них к фазе, а другим к одному из двух оставшихся проводников. Фиксируем значение напряжения, которое показывает мультиметр.
Затем один из щупов оставляем на фазе, а другим прикасаемся к другому проводу и снова фиксируем значение напряжения. При прикосновении одновременно к фазе и к нулю будет показываться значение напряжение бытовой электросети, то есть примерно 220 вольт. Если прикоснуться к фазе и защитному проводнику, то значение напряжения будет несколько меньше предыдущего.
Если у вас нет пробника, то фазу можно найти и мультиметром. Для этого выбираем диапазон измерения переменного напряжения значением выше 220 вольт. К мультиметру подключены два щупа в гнезда «COM» и «V» соответственно.
Берем в руки тот щуп, который включен в гнездо с маркировкой «V» и прикасаемся им к проводникам. Если вы прикоснулись к фазе, то прибор покажет небольшое значение – 8-15 вольт. При прикосновении к нулевому проводу показания прибора останутся на нуле.
Самостоятельное подключение автомагнитолы или приемника в авто
Установка или замена автомагнитолы в авто возможна самостоятельно любым автомобилистом, который не тратит деньги на все подряд. Если у Вас большие проблемы с руками, то тогда лучше обратиться в автосервис — так точно получится дешевле и в разы быстрей. Далее статья для тех, у кого «прямые руки» и фамилия не Рокфеллер. 🙂 Схема подключения различных магнитол в разнообразные авто остается одинаковой, однако имеются различные нюансы и особенности. До всеобщей стандартизации и взаимозаменяемости еще, к сожалению, далеко.
По способу установки автомобильные магнитолы или приемники бывают встраиваемые и стационарные.
Для защиты от воровства встраиваемые магнитолы довольно часто комплектуются съемной лицевой панелью, раньше применялись направляющие салазки с замком, для быстрого снятия всего устройства.
Стационарные автомагнитолы от кражи защищают их оригинальная форма и нестандартные размеры. Подходят они в определенную марку автомобиля, что лишает их универсальности. Как правило, устанавливаются такие магнитолы производителями автомобилей еще на сборочном конвейере. Контейнеры под магнитолу в некоторых моделей авто снабжаются специальной шторкой – устройство довольно простое, но весьма эффективное от авто воров.
Современные магнитолы бывают двух размеров по высоте — одно блочные и двух блочные (или однодиновые и двухдиновые). Европейские производители в большинстве производят автомагнитолы стандарта 1DIN (одноблочные). И в автомобиле должна быть подходящего размера ниша. Японские, американские, а так же и корейские фирмы представляют аппаратуру вдвое большую по высоте, под соответствующую нишу для установки в автомобиле, которая носит название 2DIN. Это основное, на что надо обратить внимание при покупке автомагнитолы для Вашего автомобиля.
Далее разъемы. Различные магнитолы и автомобили могут иметь различные виды разъемов. Поэтому нужно посмотреть, какой разъем в автомобиле перед покупкой магнитолы. Если в приобретенной магнитоле разъем не совпадает с автомобильным, то тоже ничего страшного.
Вариант 1 (предпочтительный) — существует большое количество различных переходников, главное правильно подобрать. Также выпускаются специальные переходники, позволяющие перейти с оригинальных колодок на стандарт ISO.
Вариант 2 — Расковырять разъем и подключиться напрямую. Крайний метод, но зная схему — без музыки не останетесь.
Самый распространенный разъем для подключения автомагнитолы — ISO 10487. Первым делом проверьте его наличие в Вашем автомобиле.
Если таков иметься, то необходимо просто удостовериться в правильной распиновке Вашего разъема.
По входам в магнитолу почти все производителе придерживаются стандартной цветовой маркировки проводов.
— Желтый провод (BAT) — к постоянному +, независимо от положения замка зажигания, напрямую к аккумулятору через предохранитель на 10-20А;
— Красный провод (ACC) — к клемме замка зажигания, на которой появляется + при повороте ключа зажигания. На многих иномарках существует уже отдельно проведенный провод в колодке. Надо его лишь найти (довольно просто при помощи тестера или контрольной лампочки). Либо, если возникнут затруднения, к любой клемме, где появляется +12 при включении зажигания.
— Черный провод — это минус или масса, что то же самое. Подключается на кузов хорошим контактом. (там постоянный минус).
— Голубой/бело — голубой провод (REM) — это управляющий провод, который при включении магнитолы, автоматически включает автомобильный усилитель или активную антенну.
— Оранжевый провод авто магнитолы (либо вариации) (ILL) — подлючается к клемме переключателя освещения либо к любой другой клемме, где появляется +12 при включении габаритных огней или фар.
— Желто — черный провод (вариации) (MUTE) — это дистанционное это выключение звука или его приглушение. Подключается к соответствующему проводу Вашего автомобильного Hands. Если комплект отсутствует — не подключайте никуда. Это опция и на работоспособность магнитолы и качество работы не влияет.
Выходы магнитолы — это акустические провода на динамики. Они имеют по парные цвета. К каждой цветовой паре подключается определенный динамик:
Белая пара проводов — передний левый динамик;
Серая пара — передний правый динамик;
Зеленая пара — задний левый динамик;
Фиолетовая пара — задний правый динамик.
Каждая пара проводов на динамики состоит из монотонный провода и провода с черной полосой. Черной полосой обозначается минусовой провод.
Очень важно соблюсти правильность подключения акустических проводов , в противном случае, при несоблюдении цветовой схемы – будет не корректна регулировка баланса, при несоблюдении полярности – задние колонки будут играть в противофазе, это проявиться отсутствием баса.
Общая схема подключения автомагнитолы
Схемные, буквенные обозначения, встречающие в инструкциях по подключению магнитол различных марок
Акустическая группа:
— R = Динамик правый.
— L = Динамик левый.
— FR+, FR- или RF+, RF- = Динамик передний — правый (Соответственно плюс или минус).
— FL+, FL- или LF+, LF- = Динамик передний — левый (Соответственно плюс или минус).
— RR+, RR- = Динамик задний — правый (Соответственно плюс или минус).
— LR+, LR- или RL+, RL- = Динамик задний — левый (Соответственно плюс или минус).
— GND SP = Общий провод динамиков.
Разъём питания:
— B+ или BAT или K30 или Bup+ или B/Up или B-UP или MEM +12 = Питание от аккумулятора (плюс)
— GND или GROUND или K31 или просто указан минус = Общий провод (Масса), минус аккумулятора.
— A+ или ACC или KL 15 или S-K или S-kont или SAFE или SWA = +12 с замка зажигания.
— N/C или n/c или N/A = Нет контакта. (Физически вывод имеется но никуда не подключен).
— ILL или LAMP или обозначение солнышка или 15b или Lume или iLLUM или K1.58b = Подсветка панели. На контакт подаётся +12 вольт при включении габаритных огней. На некоторых магнитолах есть два провода, -iLL+ и iLL- Минусовой провод гальванически отвязан от массы.
— Ant или ANT+ или AutoAnt или P.ANT = После включения магнитолы с этого контакта подаётся питание +12 вольт на управление выдвижной антенной, если такова, естественно, присутствует.
— MUTE или Mut или mu или изображение перечеркнутого динамика или TEL или TEL MUTE = Вход выключения или приглушения звука при приеме звонка телефона или других действиях (например движения задним ходом).
Другие возможные контакты:
-Amp = Контакт управления включением питания внешнего усилителя
-DATA IN = Вход данных
-DATA OUT = Выход данных
-Line Out = Линейный выход
-REM или REMOTE CONTROL = Управляющее напряжение (Усилитель)
-ACP+, ACP- = Линии шины (Ford)
-CAN-L = Линия шины CAN
-CAN-H = Линия шины CAN
-K-BUS = Двунаправленная последовательная шина (К-line)
-SHIELD = Подключение оплётки экранированного провода.
-AUDIO COM или R COM, L COM = Общий провод (земля) входа или выхода предварительных усилителей
-CD-IN L+, CD-IN L-, CD-IN R+, CD-IN R- = Симметричные линейные входы аудио сигнала с ченжера
-SW+B = Переключение питания +B батареи.
-SEC IN = Второй вход
-DIMMER = Изменение яркости дисплея
-ALARM = Подключение контактов сигнализации для выполнения магнитолой функций охраны автомобиля (магнитолы PIONEER)
-SDA, SCL, MRQ = Шины обмена с дисплеем автомобиля.
-LINE OUT, LINE IN = Линейный выход и вход, соответственно.
-D2B+, D2B- = Оптическая линия связи аудиосистемы
Рекомендации при подключении магнитолы на машине:
Питание желательно осуществлять при помощи отдельной проводки, непосредственно идущей от аккумулятора к магнитоле.
Диаметр проводки должен быть не меньше чем на разъеме магнитолы, в идеале в полтора-два раза толще. Это касается как питающей проводки, так и акустической. Рекомендуется применить специализированные акустические провода сечением порядка 1.5-4 мм2 с бескислородной меди и силиконовой изоляцией. Кабель должен быть как можно менее короткий и без скруток.
Сопротивление акустики, как правило, 4 Ом, а проводка из комплекта акустики будет соизмерима по сопротивлению с динамиками. Это свою очередь повлечет значительное рассеивание мощности усилителя магнитолы, именно на вспомогательном оборудовании – акустической проводке, а не на динамиках (акустике). В итоге, громкость воспроизведения уменьшится и, что еще хуже, уменьшится и диапазон воспроизводимых частот. Особенности распространения ВЧ заключаются в том, что сигнал идет лишь только по поверхности провода, соответственно при меньшем диаметре провода уменьшится его пропускная способность к ВЧ, и как следствие, ухудшение общего качества звучания.
При питании магнитолы используются красный и желтый провода. Желтый предназначен для питания памяти, а красный служит для отключения магнитолы и предполагает наличие выхода на замок зажигания. Это означает, что после выключения зажигания автоматически будет выключаться и автомагнитола. Наиболее удобным вариантом считается параллельное присоединение желтого и красного проводов, тогда выключение магнитолы будет происходить только при нажатии кнопки на панели магнитолы.
Однако в данном случае могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что усилители магнитолы питаются от красного провода, в том числе и в режиме ожидания. Поэтому увеличивается потребление тока, а значит, аккумулятор может быстрее разрядиться. Для того чтобы избежать данной ситуации, на красный провод магнитолы можно поставить отдельный выключатель, тогда питание будет самостоятельно отключаться при длительной стоянке автомобиля.
Если у Вас магнитола с внутренним аккумулятором для сохранения настроек, то используйте схему с полным отключением питания при выключении магнитолы. Тогда Ваша основная батарея на машине гарантировано не будет разряжаться во время длительной стоянки через приемник.
В конце тестируем звучание и правильность работы всех функций (баланс передние/задние, левые/правые динамики, частоты, радиоволны). Если фазировка и установка динамиков была проведена правильно, то не должно быть ни хрипов, ни помех при воспроизведении.
Короткое замыкание в автомобильной проводке – поиск и устранение проблемы своими силами
Наиболее часто короткое замыкание происходит в одном из жгутов автомобильной проводки. Его не следует путать с разомкнутой цепью, в которой вообще отсутствует протекание тока. Хотя признаки этих неисправностей и могут быть похожими, диагноз имеет некоторые отличия. Существует несколько видов короткого замыкания. Для того чтобы понять, как найти причину проблемы, необходимо разобраться в том, как должна работать электрическая цепь.
Принцип работы электрической цепи автомобиля
Существует много способов передачи электричества по электросистеме автомобиля. Короткое замыкание может прерывать необходимый поток электроэнергии. Мы можем условно разделить электрическую систему автомобиля на цепи датчиков и приводов (исполнительных механизмов). К первой группе относятся датчики кислорода, освещённости, датчики скорости и т.д. К приводам относятся двигатели, световые приборы и аналогичные потребители.
Типичная цепь датчика, например, температуры охлаждающей жидкости двигателя, представляет собой проводку между электронным блоком управления двигателем (ЭБУ) и датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). ЭБУ может быть установлен за перчаточным ящиком, а ДТОЖ – на двигателе. ЭБУ отправляет 5В опорного напряжения на ДТОЖ, сопротивление которого меняется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Если ДТОЖ холодный, он имеет более высокое сопротивление, поэтому на ЭБУ возвращается меньшее напряжение. По мере нагрева двигателя сопротивление датчика пропорционально падает, отправляя более высокое напряжение обратно в ЭБУ.
Типичная цепь потребителя, например, фар, состоит из проводки от аккумулятора, предохранителя, реле, выключателя, ламп накаливания и проводки обратно к АКБ. Переключатель фар всегда получает питание, но он не направляет его на фару до тех пор, пока водитель не повернёт переключатель в салоне автомобиля.
Любая из этих цепей работает правильно до тех пор, пока проводка не повреждена. Существует множество способов прерывания любой цепи. Ущерб от грызунов, физический износ проводов, непрофессиональная установка, попадание влаги и механические повреждения – всё это может привести к обрыву электрической цепи автомобиля. Небрежно вкрученный саморез через жгут проводов – отличный способ вызвать короткое замыкание в проводке автомобиля на «массу», на питание, или оба варианта.
Виды коротких замыканий
Мы рассмотрим два вида коротких замыканий – на питание и на «массу». Обе проблемы приводят к тому, что электричество не проходит через определенный датчик или исполнительный механизм.
- Короткое замыкание на «массу». В этом случае ток протекает от электрической цепи к автомобильному кузову. Провода могут нагреваться и терять изоляцию, контактируя с кузовом или двигателем. Короткое замыкание на «землю» может привести к выходу из строя предохранителей, неработоспособности световых приборов или двигателей либо «пропаже» датчиков. Например, поврежденный провод может замыкать на землю, что может привести к перегоранию предохранителя и выходу из строя фар с целью защиты цепи от перегрева.
- Короткое замыкание на питание. В жгуте с большим количеством проводов, расположенных в непосредственной близости существует возможность короткого замыкания на питание. В этом случае перетёртые или обрезанные провода могут соединяться между собой. В результате этого ток протекает там, где не нужно. Например, кто-то устанавливает дополнительные аксессуары или опции и непреднамеренно вкручивает винт через жгут проводов. По причине повреждения изоляционного слоя провода начинают контактировать между собой. Нередко это приводит к тому, что при включении фар автомобиль издает звуковой сигнал или при нажатии на педаль тормоза загораются огни заднего хода и т.д.
Учитывая количество современных технологий, которые нашли применение в автомобилях, неудивительно, что различные устройства подключаются с помощью электропроводки. По статистике, в современных автомобилях премиум-класса используется около 1500 проводов суммарной длиной более 1,5 км. Короткие замыкания в проводке могут вывести из строя электронные устройства, предохранители, а также привести к загоранию индикатора Check Engine на панели приборов.
Это может казаться сложным, но лучшим решением станет разделение проводов и поиск неисправности. Современные электрические схемы имеют цветовую маркировку, что облегчает диагностику. Все же, найти короткое замыкание не всегда легко.
Поиск короткого замыкания в автомобиле
Для того чтобы найти причину неисправности надо запастись временем и терпением. Для выполнения работ подготовьте следующий набор:
- электрическая схема для вашего автомобиля;
- контрольная лампочка или мультиметр (тестер);
- инструменты для получения доступа к жгуту проводов.
Для начала найдите на схеме цепь, на которую вы сейчас смотрите. Необходимо разобраться в том, где она проходит, через какие разъемы и какой цвет имеют эти провода.
Если тестируется цепь с напряжением 12 Вольт, лучше начать работу с предохранителя поврежденной цепи. Извлеките предохранитель и подключите контрольную лампу параллельно клеммам гнезда предохранителя. Если в цепи есть короткое замыкание, она загорится на полную мощность. Методом отключения потребителей и других устройств необходимо определить причину неисправности. Если при отключении определенного устройства лампочка будет гореть еле-еле, проблема именно в этом устройстве. Яркое свечение лампы – признак КЗ проводки.
Если отключение потребителей не помогает (лампочка горит ярко), искать причину короткого замыкания надо в самой проводке. В таком случае надо осмотреть проводку и попробовать согнуть жгут в разных местах. Если в определенный момент лампа погаснет, это будет свидетельствовать о том, что вы нарушили короткое замыкание.
Также упомянем о цепях с напряжением 5 Вольт, например, тех, которые используются для соединения ЭБУ и датчиков. Для их проверки надо отключить ЭБУ и аккумулятор, установить мультиметр в режим проверки целостности цепи («прозвонки») и подключить щупы прибора к цепи и «массе» двигателя. Используйте тот же метод исключения, чтобы определить приблизительное местоположение короткого замыкания.
Как только вы сможете найти проблемный участок, его необходимо восстановить. Перед подключением АКБ или установкой нового предохранителя, повторите проверку с помощью мультиметра или контрольной лампочки.