Как отреставрировать старую картину в домашних условиях?
Восстановление использованных холстов
У каждого начинающего художника есть холсты, картины на которых не удались, либо не нравятся по каким-то причинам. Выбрасывать их жалко, а дорисовать и исправить уже не получится. Выбросить холст, оставив только подрамник, иногда тоже не имеет смысла, так как не у всех есть запасы холщовой ткани и инструменты для натяжки нового холста.
Несмотря на то, что магазине всегда можно купить новый холст, не всегда хочется это делать. Готовый холст на подрамнике, особенно льняной, достаточно дорог.
В статье я расскажу как восстанавливать холсты, покрывая их акриловым грунтом. Сразу оговорюсь, что способ не является «самым лучшим», и для «профессиональных» работ (или работ на продажу) так делать не стоит. Тем не менее делюсь своим опытом.
Данный способ актуален для начинающих, для тренировки. Как я уже писал выше, серьезных работ на восстановленных холстах писать наверое не стоит, т.к. при просмотре на свет будут видны очертания предыдущей картины.
Сразу оговорюсь, что акриловый грунт подойдет только для картин из акрила, темперы, гуаша. Акриловый грунт НЕ подходит для масла! Акриловый грунт, положенный поверх масла, будет слезать.
Для холстов с масляной краской есть другой способ. Нужно подготовить холст, как описано ниже, а вместо грунта использовать однородную масляную краску. «Затонировать» холст можно любой краской, это даже придаст интересный эффект при создании новой картины 🙂
Шаг 1. Подготовка материалов.
Для работы нам понадобится:
— Акриловый грунт. Подойдет обычный акриловый грунт (например, от производителя «Таир»).
— Широкая кисть для нанесения грунта (флейц);
— Емкость с водой (для кисти);
— Чистые тряпки для протирки холста;
— Холст, который будет восстановлен 😉
Место. Организуйте место так, чтобы исключить попадания пыли и грязи на не высохший холст. Если рядом есть домашнее животное, ограничьте доступ к рабочему месту. Пыль или шерсть, упавшая на не высохший холст, навсегда останется там либо станет причиной впадины после ее удаления.
В квартире, как вариант, удобнее всего проделывать это в ванной комнате.
Шаг 2. Избавление от неровностей и фактурной краски
Для начала нужно избавиться от неровностей на холсте. Крупные кусочки краски аккуратно вырезаются при помощи ножа или мастихина. Мастихин, конечно же, совсем не предназначен для этого дела, так как деформируется и притупляется. Поэтому «рабочий» мастихин рекомендую не использовать. Я использую старый маленький мастихин, он отлично срезает краску до основания. Будьте предельно аккуратны, не повредите ткань.
После удаления крупных неровностей принимаемся за более мелкие и незаметные с первого раза. При ярком дневном свете их можно не заметить, поэтому рекомендую проводить эту процедуру в помещении с не очень ярким освещением. Посмотрите на холст под углом — все неровности будут видны как на ладони.
Мелкие неровности убираем шлифовальной бумагой (в быту называется «шкурка»). Я использую шлифовальную бумагу №9. Шкурка с более мелким абразивным зерном убирает шероховатости хуже.
Когда будете работать в центральной части холста, придерживайте рукой за обратную сторону, иначе есть риск повреждения рамы или ткани.
Шаг 3. Грунтовка акрилом
После удаления шероховатостей пройдитесь по холсту мокрой тряпкой. Она удалит мелкие пылинки и грязь. Мойте тряпку и протирайте холст до тех пор, пока не убедитесь что он чист. Теперь можно приступить к грунтовке.
Если холст у вас сухой, рекомендую его увлажнить, так как на влажный холст акрил ляжет ровнее. Делается это просто — окуните кисть в емкость с водой и быстро пройдитесь по холсту.
Пока он снова не высох, черпните немного грунта и начинайте наносить на холст. Лучше начинать с края и плавно передвигаться к другим участкам.
Грунт будем наносить в несколько слоев, поэтому на данном этапе не стоит задача полностью покрыть старую краску и получить идеально белый холст.
На первом слое этого не получится. Поэтому наносите грунт тонким слоем, равномерно.
Помните, что акрил сохнет быстро, поэтому работать нужно энергично. По мере высыхания кисти слегка окунайте ее в емкость с водой и продолжайте растирать грунт.
Если грунт будет слишком густой, разбавляйте его водой прямо на холсте. Иначе получится не ровная поверхность.
После завершения нанесения первого слоя положите кисть в емкость с водой и оставьте холст высыхать. Сохнет он недолго — порядка 20-40 минут.
Во время перерывов не забывайте ложить кисть в емкость с водой! В воде акрил не высохнет. В противном случае вы не отмоете акрил и испортите кисть.
После высыхания первого слоя повторите процесс нанесения еще раз. Таким образом, нанеся несколько слоев, можно добиться белого холста, готового для использования.
В заключение
Одной упаковки акрилового грунта (250 мл) хватает примерно на 4-5 холстов, в зависимости от его размеров. Удачи!
1. Промывка картин от поверхностных загрязнений.
Под поверхностными загрязнениями следует понимать только те наслоения, которые образовались поверх лака, покрывающего живопись. К ним относится пыль, всегда находящаяся в воздухе, окружающем картины. Пыль содержит мельчайшие песчинки почвы и другие частицы неорганического и органического происхождения, заносимые на ногах посетителей и попадающие сквозь щели окон, дверей и плохо содержимые вентиляционные каналы. Токами воздуха пыль разносится по помещению и осаждается на картинах. Если поверхность картины даже незначительно увлажнена, пыль прилипает к ней и, соединяясь с влагой, образует грязь.
Под действием тепла пыль размягчается, становится клейкой и сильнее прилипает к вещам.
Кроме пыли, при неусовершенствованных системах отопления в музеях имеет место копоть, поступающая из отдушин или заносимая извне.
С течением времени пыль и копоть настолько загрязняют картины, что живопись их становится темной. Промывки, вообще нежелательные, в таких случаях становятся необходимыми. Ярким примером подобного загрязнения может служить знаменитая картина Сурикова «Боярыня Морозова». Картина около трех десятков лет висела в залах Третьяковской галереи и от поступающей через отдушину пыли и копоти настолько изменилась, что светлый снег ее, писанный с необычайным многообразием красочных переливов, сделался серым. Загрязнение картины происходило постепенно и не сразу бросалось в глаза, но когда сделали пробную промывку на небольшом участке, эффект получился поразительный. Картину было решено промыть всю. При консультации проф. Богословского был изготовлен специальный состав-эмульсия, состоящий из скипидара, воды, спирта и масла, которым А.А. Рыбников и промыл картину.
Поскольку лак со временем желтеет и темнеет, он может показаться грязью, и мало опытный работник, причислив потемневший лак к поверхностным загрязнениям и имея в руках крепкий состав, может смыть и его. Поэтому для простых промывок употребляют такие вещества, которые не действуют быстро на лак, а растворяют только грязь.
Самым простым и безобидным растворителем грязи и копоти принято считать чистую воду. Вода при умелом употреблении ее не влияет на старый лак и краски. Поэтому, если в картине не наблюдается трещин, отслоений, осыпей и других повреждений, попадая в которые вода может вредно подействовать на грунт и на связь его с холстом и красочным слоем, применение ее возможно при условии ограниченного количества и быстроты работы.
В руководствах по реставрации часто упоминаются мыла различных сортов: черное (мягкое), зеленое (мягкое) и некоторые другие. Мыла приготовляются, как известно, из масел и жиров, омыляемых щелочами. Сильные щелочи (едкий натр) безусловно действуют разрушающе на краски, и водные растворы их, хотя и слабые, не могут быть рекомендованы для промывок живописи без соответствующей предосторожности химического порядка (специальная нейтрализация). Допустимо применение только слабых, так называемых нейтральных мыл (детских).
Мыльная пенка или раствор в известных случаях могут обеспечить лучшую смываемость поверхностной грязи и копоти, нежели даже крепкий состав, применяемый в сложных операциях снятия лака. Нам пришлось в этом убедиться при промывке одной ранней вещи Левитана — «Вечер» (рис. 29 и 30).
Картина находилась в частных руках и висела над батареей водяного отопления. Пригорающая пыль покрыла картину настолько густо и прочно, что живопись ее почернела. Пробуя на небольших участках эмульсию (спирт, скипидар, вода, масло) и меняя пропорции компонентов, мы убеждались в недостаточном ее действии. Эмульсия растворяла даже лак, в то время как налет копоти только редел, удерживаясь прочными пятнами. Слабый раствор детского мыла дал нужный эффект. Черный налет легко и ровно снимался, оставляя лак нетронутым.
Однако применение слабых мыльных растворов мы считаем допустимым только при соблюдении следующих условий: а) не злоупотреблять количеством влаги, наносимой на живопись; б) не оставлять следов мыла на живописи, удаляя их чистой водой и насухо вытирая ватой промытую поверхность.
Допускаемые Эргардтом материалы — скипидар, спирт, масло и вода — легли в основу применяемых нами повседневно промывочных составов. Пропорции этих веществ устанавливаются опытным путем, в зависимости от характера загрязнений. Целесообразность их применения вытекает из следующего:
1) вода растворяет грязь;
2) скипидар растворяет жирные налеты и способствует быстрейшему удалению воды;
3) спирт усиливает влияние воды и скипидара;
4) масло нейтрализует действие растворителей и способствует полировке поверхности, сообщая ей умеренный блеск и свежесть.
Иногда в промывочном составе может отсутствовать та или иная из составных частей. Например, состав может содержать только спирт и воду, скипидар и воду или скипидар и спирт и т.п. Реставратор должен подбирать нужный рецепт в каждом отдельном случае.
Наиболее употребительные составы для снятия поверхностных загрязнений следующие:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Воды -50 Скипидара -50 или Воды -85 Спирта -15 | Воды — 60 Скипидара — 30 Масла льняного, орехового или макового, сырого —10 | Воды -45 Скипидара — 35 Масла -15 Спирта -5 | Воды -35 Скипидара — 45 Масла -10 Спирта -10 | Воды -30 Скипидара- 40 Масла -10 Спирта -20 |
100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Подбор состава и видоизменение его рецептуры производится экспериментально. На небольшом неответственном участке картины, где-нибудь в углу (лучше на светлом тоне — небо, одежда и пр.), сверточком ваты, намотанной на обратный конец кисти и смоченной тем или иным составом, протирают поверхность живописи и наблюдают за удалением наслоения. При растворении грязи вата грязнится, если же затрагивают и лак, то на вате образуется липкая масса, отличающаяся по цвету от грязи — она бывает в большинстве случаев желтоватая. Если растворяется лак, который не предполагалось затрагивать, состав следует переменить на более слабый. Когда требуемый рецепт подобран, приступают к промывке в широких масштабах, все время наблюдая за ватой.
При промывке картина ставится в вертикальное положение. Из ваты делается широкий, довольно плотный, круглый тампон. Составом после сильного взбалтывания смачивают вату и несколько отжимают, чтобы лишняя жидкость при промывке не потекла по картине (1 . Если же это все-таки случится, нужно немедленно собрать жидкость сухой ватой. Тампон, находящийся в правой руке, прикладывают к картине и кругообразными движениями руки начинают работу. В левой руке находится комок чистой сухой ваты, которым в случае надобности всегда можно вытереть излишки жидкости. Если живопись не «фактурна», тампон должен ходить совершенно легко, но если движения его чем-то затормаживаются и он начинает вязнуть, следует насторожиться: это — симптомы растворения лака. В этом случае нужно переменить прием работы. Место, где начал растворяться лак, нужно нейтрализовать, протерев его одним маслом, и продолжать промывку более слабым составом.
Описанное явление может возникнуть в особенности при промывках картин, недавно крытых лаком, поэтому для промывания картин современных художников даже смесь скипидара с водой может оказаться слишком сильным составом. Некоторые вещи до известного времени промывать вообще нельзя.
Во время промывки и по окончании ее, картину насухо вытирают тампоном из чистой ваты, на которой, если картина промыта хорошо, не должно оставаться следов грязи.
Если в дополнение к промывке картину нужно освежить протиркой жидким лаком, сделать это можно не раньше, как через сутки. Микроскопические частицы воды, оставшиеся на поверхности, должны исчезнуть окончательно, в противном случае, оказавшись под лаковой пленкой, они будут способствовать ее разложению, что выразится в посинении лака.
Промывку картин надлежит проводить при нормальных условиях температуры и влажности, в чистом помещении. Низкая температура и повышенная влажность могут затормозить сушку, а пыль может снова прочно прилипнуть к клейкой и до известной степени влажной поверхности картины.
При промывках больших картин в музеях пользуются стремянками или козлами. В процессе работы нельзя допускать сильных колыханий холста и, если он недостаточно натянут, нужно усилить натяжение клинками подрамника.
Из крупных промывок, произведенных в стенах Гос. Третьяковской галереи, можно указать на промывку картины А. Иванова «Явление Христа народу», после перенесения ее в Галерею из Румянцевского музея. Для удаления с нее поверхностных загрязнений был применен состав, указанный нами в рецепте № 3.
1) Это нежелательно потому, что в местах потеков заранее растворяются наслоения и после общей промывки могут остаться полосы.
Методы реставрации картин
Подскажите пожалуйста, как в домашних условиях можно отреставрировать картину конца19 века, красочный слой которой растрескался, и расслаивается местами? Знаю, что лучше отдать профессионалу, но возможности нет. Заранее благодарна за подробную консультацию.
если краска слоится,можно взять клей пва,набрать в шприц и очень аккуратно вводить под расслоённую краску,лишний клей убирается влажной ватной палочкой.потемневший лак и загрязнения убираются с помощью растворителя №646(применть только646,и никакой другой).места на которых красочный слой уничтожен,можно дописать,подбирая цвет краски методом прикладывания бесцветного тонкого стекла к работе,и используя его как палитру при подборе краски.
но всё-таки лучьше отдавать работу на реставрацию профессионалу,потому что при неумелой реставрации работу можно просто уничтожить,и картина которая стоила денег,станет в лучшем случае просто предметом интерьера.да,насчёт клея,необходим лучший,с ярко выраженым запахом пва,другой не годится.и перепягивать работу не следует,краска отлетит.удачи! Андрей.
Ни ПВА, ни тем более, 646 растворитель применять нельзя КАТЕГОРИЧЕСКИ.
Клей для укрепления должен быть обратим в любое время. Укрепление с помощью ПВА приведёт к необратимым последствиям!
Растворитель 646 уничтожит живопись навсегда!
Я не буду в форуме описывать методы реставрации живописи в форуме. Без комментариев.
Викулишна:
Если Вам необходимо заочное руководство по реставрации, я Вам его дам, но прежде Вы пришлёте мне подробное(!) изображение повреждений по e-mail: april2002@nwgsm.ru, а уже потом, по телефону, я буду давать Вам рекомендации, спрашивая после каждой проведённой операции, какой это дало результат, и принимая решение, что делать дальше.
Какое я имею право советовать? Если у Вас нет выбора, и приходится проводить реставрацию самой — в данном случае, это не право, а ответственность за сохранение произведения.
Слишком пафосно? Извините, разозлили.
Информация обо мне — на моём личном сайте: www.artsavchenko.spb.ru
да неужели не применялся?мой маэстро лично реставрировал работы эрмитажа,которые вы кстати можете созерцать в целости и сохранности через 30 лет после реставрации.все вдруг стали матёрыми и секретными,дают советы из-под полы или за бабки.не слишком пафосно?
просмотрел ваши работы ,очень даже хороши,но реставрация «сирени»по-моему кичушная(хотя это может быть дефект снимка).в целом же молодец,так что может ваши советы помогут.кстати я реставрировал иконы,даже антиквары не увидели восстановленых частей.
Алена привет.Рад знакомству.Очень толково излагаешь.Я в разделе новичок. Может быть и у меня будут к тебе вопросы.
Как покрасить рамку для картины?
Яркое и красочное полотно на стене – это признак роскоши и хорошего вкуса. Однако без красивой рамки картина выглядит не так привлекательно и изящно, из-за чего она не вызовет восторг и эстетическое удовольствие. Исправить это можно, покрасив рамку для картины, полностью погрузившись в это интересное и творческое занятие. Для обновления багета можно использовать различные приемы и секреты. Какие именно? Давайте узнаем вместе, благодаря чему процесс покраски рамки для картины в домашних условиях будет не сложнее, чем сделать себе чай.
Как покрасить рамку для картины?
Если багет для картины не окрашен или имеет не привлекательный внешний вид, то это можно исправить, используя серебро, бронзу или краску.
Бронзовый порошок
При использовании этого вещества нужно действовать следующим образом:
- Покрыть багет подходящей краской или алкидным лаком.
- Покрыть липкую основу бронзовой пудрой.
Важно! Главный недостаток такого метода – недолговечность, ведь этот блеск можно испортить даже прикосновением пальцев.
Бронзовая краска
Также для покраски рамки картины можно использовать бронзовую краску, что продается в любом строительном магазине. Кроме того, получить краску можно, смешав олифу или алкидный лак с бронзовым порошком. Альтернативное решение – использование подсолнечного масла.
Состаренная бронза
Крайне привлекательный вариант для отделки багета – использование состаренной бронзы. Этого эффекта можно добиться следующим образом:
- Покрасить рамку в черно-коричневый или коричнево-зеленый оттенок (применяется матовая краска).
- Распылить бронзовую краску из баллончика легкими скользящими движениями.
Имитация дерева
Благодаря современным разработкам и технологическим процессам можно создать что угодно, главное иметь достаточно желания. На поверхности рамки можно сделать имитацию ценных пород дерева, при этом порядок действий выглядит так:
- Обработать поверхность матовой белой краской или покрыть грунтовкой.
- Развести красящий пигмент в лаке, получив полупрозрачную смесь.
- Нанести краску на багет кистью с жесткой щетиной.
Покрытие фольгой
Не менее привлекательный и оригинальный вариант – использование фольги для украшения рамки картины. Сделать это можно следующим способом:
- Обработать поверхность рамки клеем или лаком.
- Во время высыхания приложить к багету фольгу и придавить ее губкой, чтобы она точно повторяла рельеф рамки.
- Затонировать поверхность полупрозрачной краской.
Важно! Для создания уникальной рамки можно использовать белую алюминиевую фольгу, покрытую грифелем цветных карандашей. Благодаря этому создается теплый оттенок бронзы, и картина привлечет внимание гостей.
Как состарить рамку для картины?
Инвентарь, который может пригодиться:
- Деревянная рамка.
- Кисточка.
- Акриловый кракелюрный лак.
- Белая и коричневая акриловая краска.
Для начала нужно провести процесс покраски рамки краской, так сказать сделать основу для дальнейших процедур. Перед процедурой пол нужно застелить старыми газетами, положив рамку на него. Краска-основа и краска, имитирующая потресканную поверхность, подбираются в контрастных цветах. В нашем случае основной цвет коричневый, а значит, он и будет виден на месте трещин.
Переходим к покраске. Для этого покрываем рамку коричневым цветом в один слой. Теперь же нужно подождать 2-3 часа, чтобы поверхность высохла, открыв при этом окна. Следующий этап – обработка рамки лаком, толщина слоя которого зависит от вида трещин:
- Мелкий трещины – тонкий слой лака.
- Ярко-выраженные трещины и декоративные разломы – толстый слой лака.
После нанесения лака нужно вновь подождать несколько часов, после чего багет нужно покрасить белой акриловой краской (одним мазком, не отрывая руки). Для этого поверхность обрабатывается быстрыми движениями, в результате чего трещины будут появляться прямо на глазах. По завершению процедуры нужно вновь подождать несколько часов, после чего багет можно использовать.
Покраска рамки под конкретный стиль интерьера
Стильно оформленная рамка для картины способна подчеркнуть дизайн интерьера, при условии, что правильно подобраны цвета и оттенки, которые прослеживаются и в оформлении помещения. Покраска рамки для картины в домашних условиях, в зависимости от стиля интерьера:
- Квадратная рамка белого цвета – минимализм.
- Вычурная рамка серебристого, черного или белого цвета – фьюжн.
- Состаренная рамка, дополненная старинными предметами, например, статуэтки, шкатулки и подсвечники – винтаж.
- Резная рамка темно-бронзового или золотистого тона – классический стиль.
Оформление рамки в зависимости от изображения на полотне
Как можно было заметить, рамка – это своеобразная «одежда» для настенного полотна. Именно поэтому багет должен не скрывать композицию, отвлекая от нее внимание, а лишь подчеркивать то, что изображено на картине. Идеальное сочетание стиля картины и фактуры багета:
- Повторение характерных мазков и орнаментов с полотна на рамке.
- Если сюжет простой, то и оформление картины должно быть незамысловатым. В противном случае нужно сфокусироваться на оригинальном дизайнерском решении.
- Нельзя сочетать позолоченные или бронзовые рамы с современной абстракцией.
- Нельзя объединить между собой воздушный акварельный рисунок и алюминиевую рамку.
- Роспись багета – идеальное решение, при котором рамка будет служить продолжением рисунка.
- Не менее интересный вариант – оформление картины с применением 2-3 составных профилей разной толщины.
Цвет и ширина багета
При самостоятельной обработке рамки для картины важно правильно подобрать оттенок. Цвет багета должен стать дополняющим, оттеняя картинное изображение. Также важно учитывать то, в каких тонах нарисована картина. Теплое изображение сочетается с багетом светлого тона, а вот холодные тона используются с аналогичной рамкой.
- Если картина небольшая, то и багеты должны быть тонкими.
- Альтернативное решение – использование широкой рамки для небольшой картины, где площадь багета больше площади изображения.
- В целом же лучше придерживаться простой закономерности: чем больше картина, тем шире багет.
Чем украсить рамку
Для создания оригинального внешнего вида рамки ее можно украсить подручными средствами. Самые интересные и привлекательные варианты:
- Винная пробка. В этом случае достаточно нарезать пробку тонкими кружочками, покрасить в нужный оттенок и приклеить в хаотическом или упорядоченном порядке.
- Крупа. Для этого достаточно покрыть рамку клеем ПВА и посыпать ее рисом, гречкой, ячменем или пшеницей.
- Старые журналы – еще одно оригинальное решение, при котором рамки картины заклеиваются тонкими полосками или трубочками (вырезками с глянцевых журналов).
- Декупаж.
- Использование природных материалов (ветки кустарников, засушенные деревянные листья).
- Обрамление поверхности тканью.
- Декоративный скотч.
Реставрация картин
Реставрация изображений и багетных рам
Услуги реставрации картин и их консервация нужны потому, что влажность (высокая или слишком низкая), температура, ультрафиолетовое излучение, небрежное отношение отрицательно сказываются на состоянии произведений.
Со временем образуются деформации, разрывы, прорывы, проколы основы (холста), деформации и сседания грунта и красочного слоя. Старый потемневший от времени слой лака и пылевые загрязнения меняют колорит изображения. В связи с этим картина утрачивает экспозиционный вид.
Наша мастерская выполняет реставрацию любых изображений (живописи на холсте, рисунков, икон, гобеленов) и багетных рам (крашеных, тонированных, с лепниной и без нее). Работы выполняют дипломированные специалисты с большим стажем работы в музеях (по каждому виду работ – свой специалист).
Степень повреждения художественной работы могут оценить только специалисты и только при реальном осмотре. Наши реставраторы прилагают максимум усилий для того, чтобы красота полотна сохранила авторские черты, присущие тому или иному художнику.
Для определения цены и сроков реставрации картину (раму) необходимо оставить для проведения экспертизы на 1-2 дня, о чем составляется акт приема на диагностику.
Диагностику проводит эксперт, при изучении картины мы проводим:
- исследования в прямых и боковых лучах света;
- осмотр при помощи обычного и бинокулярного микроскопа (можно буквально заглянуть вглубь картины, определить качество и толщину лака, рассмотреть любые дефекты, а также восстановительные работы других реставраторов);
- изучение при помощи ультрафиолетового излучения ( позволяет определить старение лаковой пленки — более свежий лак в ультрафиолете выглядит темнее. В свете большой лабораторной ультрафиолетовой лампы более темными пятнами проступают отреставрированные участки картины).
Выполняемые реставрационные мероприятия:
- укрепление красочного слоя – местное и полное;
- устранение деформации (волнообразная, «пузыри», мелкая и крупная бугристость);
- восстановление целостности холста : отверстия, прямые прорывы, «Г»-образные прорывы, разветвляющиеся прорывы («британский флаг»);
- дублирование (наклейка) на новую основу (холст, оргалит, фанера, картон);
- дублирование кромок холста («ложное» дублирование);
- подведение вставок холста в местах утрат основы;
- удаление загрязнений (пыль, жир, растительного происхождения и др.);
- подведение реставрационного грунта в местах утраты красочного слоя;
- восстановление красочного слоя (рисунка, живописи);
- покрытие защитным (реставрационным) лаком;
- восстановление столярной целостности рамы: надежная сборка углов без щелей
- восстановление лепнины и утраченных деревянных частей багета;
- восстановление грунта и красочного слоя на багете;
Этапы реставрации живописных картин
- Устранение оседаний
- Общее укрепление грунта и красочного слоя
- Устранение изломов и смятостей
- Расчистка оборота холста
- Дублирование холста
- Дублирование кромок
- Натяжка картины на новый подрамник
- Подведение реставрационного грунта
- Удаление стойких поверхностных загрязнений
- Утоньшение и выравнивание покровного слоя
- Удаление записей
- Покрытие картины реставрационным лаком
- Живописное восстановление
Дублирование холста
Наиболее часто возникает необходимость подведения дублетного (второго) холста под произведение, собственный холст которого пришел в негодность. Этот процесс отработан в реставрации детально, подробно освещен в научно-методической литературе.
Холст для дублирования подбирается аналогичный авторскому по толщине и фактуре. Если живопись имеет значительную деформацию, которая может возобновиться после дублирования, дублетный холст берётся более плотный, чем авторский.
Если картина хранится в сыром месте, холст её, впитывая и удерживая продолжительное время влагу, подвергается разрушению. Красочный слой картины, имея иную природу, не подвергается этому процессу, сохраняет свою прочность, но оказывается на распадающемся фундаменте, который не может больше выполнять свою основную функцию — удерживания красочного слоя. Поврежденный холст необходимо поэтому усилить вторым холстом, т.е. дублировать.
Если картина покрыта кракелюром и участки живописи, окаймленные глубокими трещинами, имеют загнутые бортики — «чешуйки», причем холст картины ослаб и деформировался, — общее закрепление, выравнивание чешуек и восстановление их связи с грунтом также могут быть достигнуты только дублированием.
Если у картины, несмотря на удовлетворительную сохранность самого красочного слоя, наблюдается повсеместное отставание его грунта или грунта от холста (последствия намокания) и сам холст имеет какие-нибудь дефекты или вообще неудовлетворительного качества — необходимо дублирование картины дополнительным прочным холстом.
Если картина была свернута в узкую трубку живописью внутрь, потрескалась и сгофрировалась, может также стать вопрос о дублировании, если выяснится, что натяжение на подрамник и общее укрепление не выправят образовавшихся дефектов.
Большие прорывы холста, в особенности если их несколько, нецелесообразно заделывать посредством заплат — это трудно и не всегда дает нужный результат. Целый дублировочный холст, подведенный под старый, послужит как бы сплошной заплатой, укрепит и выровняет все линии прорывов, а также и самою плоскость поврежденного холста.
В случае, когда у картины совершенно отсутствует (вырван) участок холста значительного размера, восполнить эту утрату может дублирующий холст, который даст возможность в дальнейшем по подведенному грунту восстановить живопись.
При многочисленных глубоких трещинах, сседаниях, шелушениях, вздутиях и других дефектах красочного слоя и грунта, даже при частичном ослаблении оригинального холста — следует картину «сдублировать» новым холстом.
Хорошее дублирование не может повредить вещи, а наоборот, делает ее более прочной, можно признать желательным применение дублирования как профилактической меры и в тех случаях, когда оно не вызвано острой необходимостью.
Дублирование почти всегда полезно старой картине, если, конечно, оно мастерски проведено. В дублированной картине всегда чувствуется прочность, массивность и ровность поверхности. Кроме того, двойной холст вдвое ослабляет вибрацию полотна при переносках, перевозках и даже при экспозиции на стене. Как известно, вибрация, даже самая незначительная, со временем расшатывает частицы материалов, из которых картина сделана, поэтому уменьшение её дублированием способствует лучшей сохранности картины.
Повреждение картин
Очень опасны для картин различного рода механические повреждения, являющиеся результатом неосторожного или неумелого обращения с ними.
Наиболее подвержены механическим повреждениям картины на холсте. От толчков, грубых прикосновений, ударов по холсту или красочному слою на картине остаются вмятины, продавленности, иногда могут образоваться разрывы холста.
Одним из обычных повреждений красочного слоя является сферический и паутинообразный кракелюр, образующийся на месте удара. По краям прорыва холста и на месте удара появляются осыпи и утраты красочного слоя и грунта. Распространенным повреждением живописи являются царапины на красочном слое. Сломы красочного слоя возникают и в результате неквалифицированной натяжки на подрамник. Плохой, неверно сделанный подрамник также является одной из причин, влияющих на сохранность картин.
Повреждения картин условно подразделяются на две категории:
- Естественные (причина – время);
- Приобретённые (причина – воздействие внешних факторов);
Первый случай исправляется гораздо легче второго. Производится элементарная чистка картины от всякого мелкого мусора и наносится специальный раствор для того, чтобы краскам вернуть былую яркость.
Для второго случая необходимы более радикальные меры: сшивание порванных частей специальными нитками, осветление, дорисовывание и т.д. Важно помнить, что если холст истончал или он такой сам по себе, то следует действовать с особой аккуратностью.
Реставраторы живописи
Как отреставрировать старую картину
Чтобы отреставрировать картину, реставратору нужно хорошо знать приемы работы старых мастеров. В своей работе художники-реставраторы постоянно встречаются с образцами сложной комбинированной техники. Старые картины несут на себе многочисленные, изменившиеся в цвете лаковые слои, начиная от авторского, по своей давности почти равняющегося лессировочным покрытиям, и кончая самым поздним. Слои лака как бы срослись с лессировками, и подчас даже опытному глазу бывает трудно разобрать, где кончается лессировка и начинается лаковый слой. Кроме того, между слоями лака и поверх его часто бывают налеты грязи. Расчистка живописи путем растворения и снятия этих наслоений — дело чрезвычайно ответственное.
Основная задача реставратора живописи, как можно меньше вмешиваться в структуру авторского произведения. Каждая реставрационная работа уникальна, с присущими только ей особенностями, поэтому к ней должен быть и индивидуальный подход.
Эксклюзивные портреты ручной работы
Портрет по фотографии является оригинальным подарком в значимых событиях Вашей жизни. Будь то свадьба, день рождения, юбилей или иное важное событие или торжество.
Copyright © Галеон
г. Москва, Сущёвский Вал, 75с1
Как сделать комнату светлее?
Если солнце редко заглядывает в квартиру или естественный свет заслоняют деревья, растущие возле окна, помещение выглядит тёмным и неуютным. О том, как сделать комнату светлее с помощью простых приёмов, рассказываем в статье.
- Вешаем зеркала
- Делаем перестановку
- Освобождаем подоконник
- Меняем шторы
- Моем окна
- Перекрашиваем мебель
- Добавляем источники света
- Покупаем новый текстиль
- Ловим и отражаем свет
- Украшаем стены
Вешаем зеркала
При использовании зеркального полотна в интерьере решается сразу несколько задач. Помимо утилитарной (нанесение макияжа, примерка одежды или приведение себя в порядок), зеркало выполняет функцию отражателя света. Расположенное напротив окна, оно буквально делает комнату светлее. Бонусом идёт зрительное увеличение площади.
Если на противоположной от окна стене нет места, повесьте зеркало напротив какой-либо светлой поверхности. Купите шкаф с зеркальными фасадами или самостоятельно дополните дверцу зеркальным полотном.
Делаем перестановку
Возможно, комната кажется тёмной из-за близко поставленной к окну мебели. Рекомендуем отодвинуть от оконного проёма массивные шкафы, комоды или стеллажи: это особенно актуально для чёрных и коричневых конструкций.
Громоздкую мебель лучше ставить поближе к двери, чтобы она не приковывала всё внимание при входе – взгляд будет скользить вглубь помещения.
Освобождаем подоконник
Если оконный проём заставлен цветами, завален книгами или другими вещами, естественный свет не поступает в комнату в полной мере.
Чем больше предметов на подоконнике, тем больше препятствий для солнечных лучей . Чтобы гостиная или спальня казались светлее, стоит освободить оконную «полку», оставив на ней лишь пару небольших цветов или сувениров.
Меняем шторы
Помещение смотрится непривычным и просторным в те дни, когда мы решаем постирать занавески. Без «одежды» окно становится идеальным проводником света, беспрепятственно проникающим в комнату.
Так почему бы не воспользоваться этим простым приёмом и не снять гардины совсем? Если такой возможности нет, можно:
- приобрести рулонные шторы;
- оформить окно светлыми занавесками из лёгкой материи;
- оставить только прозрачный тюль или органзу.
Моем окна
Несмотря на то, что мытьё окон – не самое приятное занятие, стоит вымыть их дочиста, чтобы сделать комнату хоть немного светлее. Сгодятся как народные средства, так и современные гаджеты.
Помимо стёкол, пройдитесь влажной материей по рамам, откосам и подоконнику – чем светлее окно, тем больше оно отражает света.
Перекрашиваем мебель
В тёмном помещении должно быть минимум тёмных объектов, поскольку они плохо распределяют свет. Мода на коричневые изделия давно прошла, зато переделка мебели сегодня в тренде. Запаситесь наждачной бумагой, грунтовкой и краской, разберите конструкции или красьте прямо так.
Оптимальный выбор – грунтовка по пластику (чтобы не снимать лак) плюс акриловая эмаль без запаха, нанесённая в 2–3 слоя. Не нравится белый цвет – используйте любые пастельные тона.
Добавляем источники света
Один из самых действенных способов сделать комнату светлее – обеспечить её продуманным искусственным освещением. Замените жёлтые лампы накаливания на холодные энергосберегающие, оставив тёплый свет для спальни или вечернего отдыха в гостиной.
Добавьте настольную лампу, торшер, диодную ленту или даже гирлянду – новая проводка не потребуется, а помещение станет уютнее.
Покупаем новый текстиль
Покрывала, подушки и ковры зачастую занимают большую площадь комнаты. Чтобы добавить помещению воздушности, можно заменить тёмный текстиль на белый, бежевый, голубой или бледно-жёлтый.
Коричневый диван стоит оживить новым чехлом либо просто накрыть его светлым пледом. В качестве акцентов отлично будут смотреться яркие цветные подушки.
Ловим и отражаем свет
Прозрачные столы и стулья из пластика сегодня на пике популярности. Свет проходит через них, не задерживаясь, и делает помещение воздушнее. В ходу хрустальные люстры и вазы, рамы с фотографиями под стеклом, нитяные шторы с бусинами, глянцевые мебельные и кухонные фасады – всё это заставляет комнату переливаться на солнце.
Украшаем стены
Даже тёмные поверхности можно преобразить и заставить работать на осветление комнаты. Повесьте на стены крупные картины в пастельных тонах, чтобы сделать помещение менее мрачным. Чтобы не тратиться на полотна именитых художников, можно реализовать следующие идеи:
- самостоятельно нарисовать абстракции по урокам в сети;
- распечатать и повесить фотографии в больших рамах, используя паспарту;
- заказать недорогие постеры в интернет-магазине;
- наклеить на стену живописные светлые обои и заключить их в молдинги.
Сочетайте сразу несколько приёмов и, став светлее, комната подарит вам уют и хорошее настроение.
Old-Cherdak
Чистка картин (масло, акрил)!
Модератор: ПредседателЬ
Re: Чистка картин (масло, акрил)!
Сообщение ПредседателЬ » 14 апр 2019 21:55
Здравствуйте! Будьте осторожны! Советую Вам в данном случае отнести картину в реставрационную мастерскую! Вполне возможно, что белые разводы, которые появляются на картине после протирания, это размокший грунт, который появляется поверх стирающегося красочного слоя!
Re: Чистка картин (масло, акрил)!
Сообщение oksana » 10 мар 2019 10:30
Re: Чистка картин (масло, акрил)!
Сообщение DiGrizz » 04 авг 2014 20:48
Re: Чистка картин (масло, акрил)!
Сообщение lip21 » 28 янв 2014 12:41
Re: Чистка картин (масло, акрил)!
Сообщение ПредседателЬ » 24 янв 2014 14:35
Здравствуйте, lip21. Это не краска потускнела, это пыль забившаяся в микрощели мазков создает впечатления потускневших красок. Если картина долго висит на стене и с неё не убирают пыль, то с годами получается такой эффект. Трещинки, другими словами кракелюр, так-же появляется с возрастом. Тут причин несколько: либо плохо прогрунтован холст, либо плохие краски и толстый слой не холсте, либо попадание прямых солнечных лучей, которые сушат краски и приводят к появлению кракелюра, плюс всё та же пыль.
Я не могу Вам дать четкие советы, не держа в руках картину! Вы должны сами определится в каком состоянии красочный слой, большие ли трещины и возможна ли осыпь краски при физическом воздействии на холст, т.е. если Вы сами его будете чистить. Если такая опасность есть и Вы видите, что краска сильно пересушена и при контакте может отшелушиваться, то лучше отнесите работу в реставрационную мастерскую! Если Вы уверены, что краска крепкая и трещинки настолько не значительны, что ни к каким плачевным последствиям не приведут, то пробуйте аккуратно чистить сами. Методы чистки описаны мною выше. Для приобретения красками своего первоначального оттенка и цвета, протрите, как я писал, картину льняным маслом, масло оживит краски, подпитает их необходимыми жирами и микроэлементами и сделает крепче и здоровее! И Вы увидите как Ваша картина оживет и воспрянет как после косметической операции!
К слову хочу сказать, что у меня были случаи когда я прибегал к чистке картин с помощью мягкой зубной щетки. Это были очень загрязненные картины полувековой чердачной пылью! И видя, что мягкая губка с удалением данной грязи не справится, а при более тщательном трении может только повредить картину, я прибегал к использованию зубной щетки. Но обязательно мягкой, с капроновой щетиной и обязательно проверив перед тем на прочность краску! Очень аккуратно, в одном направлении я так-же с помощью детского мыла вычищал въевшуюся в картину грязь, не повредив при этом красочный слой! Но использовать эту тактику Вы можете когда полностью уверенны в конечном результате!